с. Пощупово

 

Иоанно-Богословский монастырь

Уникальный памятник архитектуры, расположеный на правом берегу реки Оки, известен всему миру. Здесь каждый год бывают тысячи россиян и зарубежных гостей. Одни приезжают, чтобы посетить святые места, другие – посмотреть на красоты села Пощупово. С высокого берега Оки видны Рязань и купола Солотчинского монастыря, необъятные дали гор и перелесков, заливных лугов и озер. Среди монастырских зданий хорошо сохранились церковь, настоятельский корпус и звонница. В ходе реставрационной деятельности, на святых воротах монастыря были обнаружены интересные фрески 17 в. При монастыре сохранился святой источник – ручей с целебной водой. Каждый день к нему приходят люди, ищущие исцеление души и тела.

Неизвестно точно, когда именно возник Иоанно-Богословский монастырь. Но во время военной экспедиции хана Батыя на Русь он уже существовал. Интересуясь в первую очередь половцами и их русскими союзниками, хан не планировал нападать на Рязань, требовал лишь лошадей и прокорма. У рязанских, однако, собственная гордость, они ответили послам: «Убьете нас, все будет ваше». Противостоять монгольской коннице в поле рязанцы не смогли, бежали, затворились в Рязани. Но только – не в современной (которая в те времена называлась Переславль Рязанский), а в старой Рязани, остатки которой можно найти около города Спасска (это – километрах в шестидесяти вниз по Оке от нынешней Рязани). Город вскоре был взят, жители перебиты, имущество разграблено. Хан двинулся к северу по замерзшей Оке (дело было в декабре 1237 года). Богословский монастырь, казалось, был обречен.  

Ночью Батыю было видение: старец с книгой в руке, облаченный в сияние, запретил ему трогать святую обитель.  Монастырь был спасен.

Первоначально Иоанно-Богословский монастырь был немного южнее того места, где он располагается сегодня.

 

Когда-то он находился там, где и поныне струится источник, к которому ради поправки здоровья ездят паломники. На небольшой горушке над этим источником. Но после разорения, учиненного крымскими татарами в 1534 году, монастырь решено было перенести в село Высокое Михайловского уезда. Это километрах в сорока к юго-западу от Пощупова. Но удивительное дело - после переезда икона Иоанна-Богослова сразу исчезла из храма в Высоком. И лишь через несколько дней обнаружилась в кроне огромного дуба. Не совсем на старом месте, а несколько севернее, там, где сегодня стоит монастырский храм во имя Святого.

История иконы Иоанна Богослова началась незадолго до того, как здесь появился Батый. Видя, что Рязанское княжество играет все более самостоятельную роль на Русской равнине, Константинопольский патриарх послал в Рязань своих людей, снабдив их на дорогу иконой Иоанна. Происхождение этой иконы весьма любопытно. В 6-м веке в небольшом городке близ Царьграда жил мальчик, которого называли Гусарь. Потому что он зарабатывал себе на хлеб выпасом гусей. А хотел стать живописцем. На воротах его городка был изображен Иоанн Богослов, и мальчик все пытался воспроизвести палкой на песке облик святого. Однажды к Гусарю явился сам Иоанн. Он не стал пугать ребенка, а взял да и написал ему рекомендацию к царскому живописцу Хинарю. Гусарь пришел в столицу, вручил художнику апостольское письмо и таким образом стал его учеником. Для начала стал растирать для учителя краски. 

Как раз в это время в предместье Константинополя строился храм в честь Иоанна

Богослова. Гусарь готовил краски для писания образа, который должен был висеть в этом храме. Учитель где-то отсутствовал, когда перед его учеником снова возник Иоанн и сказал: хватит тебе быть подмастерьем, бери кисть и рисуй меня. Гусарь не сразу на это решился, и тогда апостол сам стал водить рукой мальчика. Когда образ был создан, апостол исчез, а Гусарь стал с трепетом ждать наказания за самовольство. Ничего, обошлось. Сам император похвалил икону и ее создателя. В дальнейшем она несколько веков провисела в том храме, для которого и была написана. Никаких чудес от нее в этом храме не было. А потом икона попала в Россию и пропала после революции.

Те, кто видел ее подлинник, рассказывают, что от апостола шло тепло и живое свечение. Краски были настолько свежи, что казалось, будто икона написана только что. Однако, по мнению специалистов, за полторы тысячи лет она ни разу не поновлялась, притом, что ее интенсивно эксплуатировали. Постоянно без всякой защиты от непогоды выносили из церкви – на пожары и прочие бедствия.

 



Версия для печати